Доступная среда
Создание условий для полноценной интеграции маломобильных граждан
Интернет-магазин
Россия
Санкт-Петербург
Остались вопросы? Наши эксперты ответят на них
По телефону 8 800-500-67-03. Или оставьте заявку и мы вам перезвоним

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование за границей

Российская практика

Российское законодательство

Иные варианты

Наша компания

Определение "инклюзивное образование" используется для описания порядка подготовки в образовательных учреждениях учащихся, требующих индивидуального подхода. Термин образован от латинского слова include, что дословно переводится на русский язык как заключать в себе. Его базовая часть - это идеология, исключающая дискриминацию, вызванную неполноценностью людей. Она гарантирует равное отношение к каждому члену социума, а также создаёт для школьников с ограничениями, вызванными состоянием здоровья, приемлемые условия с учётом всех индивидуальных особенностей.

Инклюзивное образование – это качественное преобразование учебного процесса, подразумевающего возможность получения знаний для всех. Именно оно может обеспечить доступность получения знаний, а также способствует всестороннему развитию. Ребенок, обучающийся совместно с ровесниками, учится жить в обществе. Именно опыт подобного типа способен помочь ему обустроиться в дальнейшем.

Специалисты нашей компании профессионально занимаются разработкой программ инклюзивного образования.

 Инклюзивное образование характеризуется восьмью тезисами:

  • Ценность личности не определяется наличием каких-либо возможностей у человека. Изначально личность характеризуется силой воли и стремлением к достижению какой-либо цели.
  • Абсолютно каждая личность способна чувствовать и думать.
  • Каждый имеет право слушать и быть услышанным. Его можно реализовать, лишь найдя своё место в социуме.
  • Люди нужны друг другу. Это правило касается все без исключений, человек не способен жить без общения.
  • Качественные знания могут быть получены лишь при наличии взаимоотношений.
  • Все люди без исключения нуждаются в моральной поддержке и дружеских отношениях. Слабые места есть у всех, а преодолевать трудности легче всем вместе.
  • Достижение прогресса - это то, что возможно сделать. У каждого человека свой предел.

Инклюзивное образование должно предоставляться во всех образовательных учреждениях. Его основная цель - это создание безбарьерного пространства. Комплекс необходимых мер призванных достичь заявленного результата включает следующие пункты:

  • Оснащение образовательных заведений всеми необходимыми техническими средствами.
  • Разработку спецкурсов для учителей и обучающихся. Курсы способствуют развитию взаимодействия.
  • Специальные адаптационные программы для школьников имеющих особые потребности.

Инклюзивное образование за границей в Соединённых Штатах Америки и Евросоюзе

Инклюзивное образование за границей

Ни для кого не секрет, что государства Западной Европы, а также США, гораздо раньше приступили к поиску решения проблем вызывающих трудности при поиске своего места в социуме людьми с заболеваниями. Именно на Западе впервые появилась мнемосхема и иные изделия, конструкции и технические средства призванные облегчить жизнь МГН. Именно поэтому вполне резонно предположить, что инклюзивное образование также возникло в Западной Европе и США.

Стоит отметить, что высказанное выше предположение абсолютно верно. Заграницей, начиная с семидесятых годов двадцатого века, активно ведётся создание и принятие законов расширяющих образовательные возможности для людей, страдающих различными заболеваниями.

В Соединённых Штатах Америки и Евросоюзе широкое распространение получили следующие методы позволяющие адаптироваться в обществе:

  • Мэйнстриминг, дающий ребёнку шанс общаться с ровесниками на праздничных мероприятиях и заниматься в тематических кружках.
  • Интеграция, подразумевающая сопоставление потребностей МГН с общей системой. При этом сама система остаётся неизменной.
  • Инклюзивное образование, при котором производиться реформирование СОШ и их перепланировка в соответствии с потребностями полностью здоровых учеников и МГН младшего возраста.

В начале девяностых годов двадцатого века в США и многих государствах Западной Европы было выпущено множество письменных трудов посвящённых самоорганизации родственников лиц из числа МГН, активности взрослых людей и защите их прав и свобод. Труды, опубликованные во многих изданиях, популяризовали инклюзивное образование.

Стоит отметить, что инклюзивное образование также эффективно с экономической точки зрения. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые в 80-90 гг. 20 века.

В наши дни во множестве стран Запада пришли к общему мнению, что интеграция маломобильных групп населения это важное и нужное дело. Образовательные учреждения различных типов в этих государствах получают дополнительное финансирование, что в свою очередь мотивирует руководство увеличивать количество таких учеников.

Инклюзивное образование, а вернее базовые положения о нём были всецело поддержаны ООН и внесены в Конвенцию, гласящую о равных правах МГН. Она была ратифицирована в декабре две тысячи шестого года.

Российская практика образования образовалась в 80-90х годах

Российская практика

Инклюзивное образование детей в СССР возникло в восьмидесятых - девяностых годах двадцатого века. В начале девяностых в столице была образована первая инклюзивная школа. Начиная с 1992 г. начала реализовываться программа по интеграции лиц с ограниченными возможностями. Её итогом стало создание экспериментальных площадок. Эксперимент стал платформой для проведения двух международных конференций, прошедших в 1995 и 1998 гг.

В январе 2001 г. на международной конференции, по вопросам интегрированного обучения, была принята соответствующая концепция. Её перенаправили на места в апреле 2001 г.

Чтобы осуществить подготовку педагогического состава для работы с детьми, требующими особого подхода в связи с состоянием здоровья, было принято решение ввести в институтах, университетах, лицеях и колледжах подготавливающих педагогов, новые предметы позволяющие разобраться в психологии таких детей и основах коррекционной педагогики. Параллельно с этим было принято решение ввести вышеупомянутые курсы в программу квалификационных занятий для учителей.

С 2008 по 2009 гг. инклюзивное образование детей было внедрено в СОШ нескольких регионов России. Стоит отметить, что данное внедрение носило экспериментальный характер. Данный эксперимент оказался вполне успешным.

На сегодняшний день в РФ данный вид образования не достаточно развит. В особенности это касается малых городов и сёл. Именно поэтому не редко случается так, что ребятишки не могут обучаться со сверстниками. Разумеется, это обусловлено сугубо экономическими причинами, то есть, недостаточностью финансирования. Как правило, дети, имеющие ограничения, связанные с состоянием здоровья чаще всего обучаются в спецшколах.

Чтобы инклюзивное образование детей функционировало на должном уровне, следует решить целый ряд задач, в том числе и усовершенствовать всю систему. Помимо этого, в настоящий момент также существует ряд явных упущений в законодательстве и системе соц. поддержки.

Не редко случается так, что инклюзивное образование невозможно из-за отсутствия квалифицированных кадров. Это обусловлено тем, что выпускники коррекционных факультетов не стремятся идти трудиться по профессии из-за низкой оплаты труда и непрестижности.

Чтобы наладить данный вид деятельности, требуется внести кардинальные изменения не только в планы факультетов педагогики, но и в ряд других (в первую очередь факультетов дошкольного воспитания).

Также инклюзивное образование детей не может быть обустроено из-за отсутствия материально-технического обеспечения. Чтобы в школах могли обучаться лица с ограниченными возможностями, должна быть обустроена доступная среда, позволяющая беспрепятственно добираться до них и перемещаться внутри зданий.

Практически весь педагогический состав мало что знает о проблемах инвалидности. Они попросту не готовы к включению в процесс таких школьников. Тем не менее, инклюзивное образование детей всё же практикуется во многих регионах России.

Инклюзивное образование детей инвалидов в школах России

Российское законодательство

В нашей стране образование МГН регулируется Конституцией, а также федеральными законами. В две тысячи восьмом году Россией была подписана конвенция Организации Объединённых Наций. 24 статья данного документа гласит о том, что для соблюдения прав МГН участники ООН должны обеспечить инклюзивное образование детей и взрослых.

Иные варианты

В настоящее время имеются следующие альтернативные способы обучения школьников, требующих особого подхода:

  • Специализированные школы с постоянным пребыванием учеников. Они создаются с целью оказания помощи родителям в воспитании больного ребёнка. Эти спецшколы формируют навыки, которые пригодятся в жизни.
  • Коррекционные классы. К положительным характеристикам классов можно отнести то, что ребёнок может участвовать в школьных мероприятий наравне со сверстниками.
  • Экстерн. Такая форма подразумевает посещение учеников педагогами из ближайшего общеобразовательного учреждения. Получение знаний на дому может осуществляться, как по общей, так и по вспомогательной программе, разработанной в соответствии с индивидуальными характеристиками. По завершению изучения всего необходимого материала, ребёнку выдаётся аттестат общего образца.
  • Дистанционное обучение, осуществляемое при помощи современных информационных технологий. Для его осуществления выдаётся всё оборудование, то есть, компьютер, принтер, сканер, веб камера и т. п. Стоит отметить, что в РФ можно дистанционно учиться не только в школах, но и в ВУЗах. Это обусловлено тем, что в систему уже включилось большинство ВУЗов.

Организация среды для детей инвалидов

Компания "Доступная среда"

Из всего вышесказанного становится понятно, что одной из наиболее важных причин, препятствующих интеграции, является отсутствие безбарьерной среды. Дети с ограничениями по состоянию здоровья попросту не способны добираться до учебных заведений и самостоятельно передвигаться в них. Решить проблему способна помочь наша организация, специализирующаяся на создании безбарьерных условий. Нами выполняется масса различных мероприятий, направленных на достижение доступности окружающего пространства:

  • Во-первых, мы реализуем всё оборудование, требующееся для безбарьерных условий. Например, у нас может быть приобретена тактильная плитка и схожие товары по доступной цене. 
  • Во-вторых, нашими специалистами производится проектирование ОДИ любых зданий и путей передвижения к ним. Разумеется, при составлении проектной документации нами учитываются все пожелания заказчиков.
  • В-третьих, в нашем штате присутствуют профессиональные строители, способные провести любые строительно-монтажные мероприятия, в том числе и частичная перепланировка зданий. Также нами могут быть изготовлены конструкции для ОДИ, с учётом всех особенностей того или иного объекта. Ярким примером является мнемосхема территории и другие материалы такого типа.
  • В-четвёртых, мы готовы произвести экспертизу любого объекта для выявления уровня его доступности для маломобильных групп населения. Итогом экспертизы является не только вердикт, но и предписания с советами по устранению недочётов. Разумеется, нами также производится паспортизация объектов.

Стоит отметить, что мы оказываем услуги, перечисленные выше, на территории любого субъекта Российской Федерации.

Если вам необходимы телескопические пандусы для инвалидов, или любое другое оборудование для создания безбарьерных условий, рекомендуем вам связаться с нашими консультантами для получения информации о работе нашей организации. Они с готовностью ответят на любые ваши вопросы и помогут подобрать оборудование, например, поручень для ванной или прочие элементы для сантехнических узлов. Также купить подъёмник для инвалидов в СПб или любые другие конструкции во всех городах России, можно при помощи нашего официального портала в интернете, на котором вы в данный момент находитесь.

x